среда, 9 декабря 2015 г.

Калининград. Июнь 2015

В Калининград дешевле и проще съездить из Латвии, чем из России. Чем я решила воспользоваться, пока жила в Риге.
Территориально Европа ближе, чем Россия
Билет Рига - Калининград - Рига на автобусе Ecolines обошёлся мне всего в 38 евро туда-обратно.
В Калининград я хотела давно. Во-первых, Куршская коса манит, а во-вторых было интересно посмотреть, как живёт самая западная часть России.
Ну и удобное время отправления и прибытия автобуса сыграла свою роль. Я подбирала такие туры, чтобы можно было уехать вечером пятницы, ночь провести в пути, два дня посмотреть город, вечером воскресенья уехать, ночь в дороге и утром понедельника вернуться.
Итак, 12 июня в 23.30 выехали из Риги, проехали через Литву с остановкой в Шауляе и около 4х утра - пересечение границы. Граница проходит по реке Неман. Со стороны Литвы - ничего интересного. Но при пересечении реки в Россию въезжаешь через памятник архитектуры - портал моста королевы Луизы. До 1944 года со стороны Литвы была такая же арка, но немцы взорвали мост и с той стороны арка не уцелела.
После границы короткие остановки в Советске и Гвардейске и потом прямиком в Калининград. 
Что поражает в первую очередь? Великолепная дорога в области. После Литвы, где местами дорога, мягко говоря, не очень и трясёт на кочках, ровный ход автобуса ощущается особенно остро. Видно, что новый асфальт положен совсем недавно. На въездах в города и в городах картина не столь радужная - и асфальт похуже и множество мощённых брусчаткой улиц. А что это такое может понять только тот, кто по ним ездил. В Калининграде почти везде асфальт очень хороший, кстати. Да и потом, когда я ехала в Балтийск, дорога была очень и очень неплохая. По крайней мере так, как трясёт в Латвии на подъезде к Резекне и в Псковской области России, здесь нигде не трясёт.
Так что после границы я ненадолго заснула. Когда проснулась, как раз начинался рассвет. И это было.... Невероятно красиво. Особенно запомнились заросли лилового люпина вдоль дорог и туман.
Поля здесь почти все распаханы, что так же радует и приятно удивляет.
Деревни такие интересные здесь... Смесь современных наших и старых немецких построек, где-то отреставрированных, где-то нет. И много теплиц из поликарбоната. Спросите при чём здесь теплицы? Ну в Латвии например все теплицы или из стекла или плёночные. О чём это говорит? В общем есть над чем подумать, если представляешь стоимость теплицы из поликарбоната.
Автобус прибывает на центральный Автовокзал (рядом с жд вокзалом) в 6 утра.
Жд вокзал и прекрасное солнечное утро
Понятно, что в это время всё закрыто - и музеи и кафе. Поэтому я решила начать своё знакомство с Калининградом с прогулке по линии бывших укреплений. Получился такой нехилый круг.
Поля люпина на рассвете - это зрительное впечатление, которое будет у меня перед глазами, когда услышу название Калининград. А обонятельное впечатление - это запах цветущей бузины. Она здесь повсюду.
Цветущая бузина
Калининград вообще очень зелёный город. На самом деле это самый зелёный город из всех, где я была. Здесь много "зелёных" балкончиков и клумб около домов.

И очень молодой город, в котором ощущается бурление жизни и энергии. Может потому, что на улицах много молодёжи и детей? После сонной старушки Риги (а именно такой она была в мае-июне, к августу только слегка ожила), контраст особенно заметен.
Сохранившиеся ворота, форты, бастионы, башни в стиле неоготики выглядят как игрушки и их оборонительное значение не очень-то и заметно, особенно у тех, которые стоят отдельно, без связки с валом и рвом.
Бранденбургские ворота есть не только в Берлине, но и в Калининграде
Фридрихсбургские ворота сейчас являются музейной судоверфью «Лодейный двор» 
Королевские ворота
 Но, гуляя по этому кольцу, я увидела много другого, не менее, а то и более интересного. Здесь, на этой линии обороны, кровью прописана страница нашей истории. Очень многие из этих сооружений использовались в 1945 году при штурме Кёнингсберга, о чём постоянно напоминают памятные таблички. Почти четверть маршрута я шла вдоль Парка  Победы, очень ухоженного и со свежими цветами около мемориала.
Мемориал "Воин-разведчик" в Парке Победы
Вообще после этой прогулки создалось впечатление, что Калининград - город памятников тем, кто так или иначе погиб, защищая Родину или борясь в врагом. Это памятники не только героям Великой Отечественной войны, но и, например, памятник Ликвидаторам последствий атомных катастроф, войнам Первой Мировой и т.д. Все - ухоженные, почти у всех - свежие цветы.


Заодно я увидела очень советскую и очень разную часть Калининграда - очень ухоженную в центре и не очень - дальше от центра.
Советский центр Калининграда
Советский центр Калининграда
Верхний пруд
 Причём некоторые хрущёвки вполне приличные, а некоторые - жутко страшные. Мало, но местами сохранились довоенные жилые дома, которые выглядят очень достойно.
Довоенные дома немецкой постройки
А это - хрущёвки напротив

Люблю оригинальные инженерные решения! Это - разводной мост вертикальной подъёмной системы, по которому проходит  и железная дорога и автомобильная. Т.е. центральная часть моста при необходимости поднимается вверх!
На весь маршрут у меня ушло часа 4. Ноги конечно отваливались - так что пришло время где-то поесть и отдохнуть. Так что я зашла в торговый центр недалеко от площади Победы, нашла какой-то ресторанчик с нормальным меню.... И очень неплохо позавтракала рублей за 300. Блинчики (2 порции - ну очень я проголодалась) с вареньем и сметаной, кофе (тоже двойная порция), каша. Вкусно и недорого (по сравнению с Москвой).
Дальше я быстренько пробежалась по достопримечательностям:
 Храм Христа Спасителя новый и не о чём.
Местный храм Христа Спасителя
Вдоль реки Перголя делают сейчас прогулочную набережную. Прогулялась по ней. Очень симпатично получается. Вот только бы дома-хрущёвки на заднем плане как то поприличнее оформить бы.
Набережная на реке Перголя
Набережная на реке Перголя
Берег реки Перголя. Вдали - Кафедральный собор
Крестовоздвиженский собор. Интересный образец использования немецкой кирхи в качестве православного храма. Напротив собора - колонка с очень вкусной водой!
Дошла до Кафедрального собора, но его осмотр решила отложить на следующий день. А пока покаталась на катере по реке до порта. По пути всё рассказывают - показывают. Интересно. Стоит прогулка 500 руб. В принципе кроме порта всё остальное я видела с берега, но с воды оно же по другому смотрится.
Памятник рыбакам и Памятник Николаю Чудотворцу 
Порт
После прогулки заселилась в отель. Отель я выбрала Ibis - прямо напротив Кафедрального собора и рядом с мостом к нему. Очень удобно. Мне вообще нравятся отели этой сети - современные, со всем необходимым и доступные по цене. Ночь мне обошлась в 3300 руб. за номер.
После обеда (там же, где и завтракала) я зашла в местный супермаркет - купила еду на вечер. Цены на уровне Риги, т.е. приемлемы. Сложилось впечатление, что, если что ,Калининградская область готова уйти в автономное плавание - основные продукты питания местного производства. И вкусные. Кстати на тему "автономного плавания". Оказывается в Калининграде есть своя нефть (правда они только добывают, а перерабатывают её в других регионах России). Так что в принципе бензин свой могут делать. С водой проблем нет. "Ахиллесова пята" региона - электроэнергия. Единственный существенный региональный производитель не покрывает потребностей экономики области, дефицит покрывается за счёт передачи электричества из России через территорию Литвы. Если проект АЭС, но понятно что много кто против. Есть проект небольших дизельно-торфяных электростанций, но пока он не реализован. Но в общем и целом меня не отпускало ощущение, что если что, область находится в постоянной готовности к изоляции. Географическое положение обязывает....
Что это я о серьёзном вдруг? После обеда я планировала быстренько посмотреть Музей Океана, потом Кафедральный собор и на следующий день поехать на Куршскую косу.
Ага, сейчас... Музей мирового океана сломал все мои планы. Он неожиданно оказался настолько интересным, что там я провела весь остаток дня.
"Витязь" у набережной музея
Все экспонаты я посмотреть не успела. Выбрала самое интересное. Посетила научно-исследовательское судно "Витязь", с которого и начинался музей и подводную лодку Б-413. Очень хотела попасть на судно космической связи "Космонавт Виктор Пацаев", но на него можно только с экскурсией, а они на этот день уже не планировались. 
На "Витязе" много информационных стендов и в большинстве помещений звучит голос, который рассказывает об этой части экспозиции. 
Вахтенная доска - записная книжка навигаторов. Отметь курс!
Везде есть интересные задания для детей, связанные с кораблём и океаном. 
Одна из исторических кают корабля
Так жутко выглядели помещения корабля, когда его передали музею в 1994 г.
Камбуз
Модель радиолярии из стекла. Правда красиво?
Одна из экспозиций на тему исследования океана - интерьер полярной станции, 1930ые
Одно из заданий для детей на борту "Витязя" (я тоже попробовала сделать :)
Панорама города с борта "Витязя"
Представлена в лицах и каютах история морских экспедиций, различные морские приборы - от самых древних до современных, интересные моменты устройства корабля - например рубка с аппаратом азбуки Морзе, на котором можно отстучать сигналы, таблица которых тут же, рычагами управления, часть которых можно подёргать, вызывают у детей (и не только) огромный интерес.
Дизель-электрическая подводная лодка Б-413
На подводной лодке сидит сотрудник музея (когда я там была, был бывший подводник) и рассказывает желающим что, как и для чего. Можно посмотреть в перископ, влезть в пусковую шахту (Осторожно! Люк узкий :).
Смотрим в перископ
Если экскурсовода не будет, на лодке множество информационных стендов, где можно всё прочитать. Рассказана история создания и развития подводных лодок в России, выставлено оборудование, используемое подводниками. 

Носовой торпедный и жилой отсек
Посмотрев на всё это, особенно на условия быта, понимаешь, что подводники - это особые люди, готовые не только жить в невероятно жёстких бытовых условиях, понимая все опасности такой работы, но ещё при этом выполнять свой долг. И конечно должна быть крепкая психика и твёрдый характер. И некрупное телосложение.  
Как вам такие бытовые условия?
Столовая, она же - спальные места, которые напоминают банкетки в спортзале в советской школе
Главный корпус музея. Первый этаж - это огромный аквариум, где собрано множество жителей мирового океана. Очень доброжелательные сотрудники, которые много знают. Главное, что поразило меня здесь - это аквариум с акулами. И не сами акулы, а их эмбрионы. Когда акула откладывает икринку, сотрудники прикрепляют её к стеклянной дощечке в аквариуме и посетители могут наблюдать, как развивается и вылупляется акулёнок. Когда я была там, было 3 эмбриона. Один был уже настолько большой, что активно шевелился внутри оболочки и его было отлично видно (оболочка полупрозрачная). Это так... Чудо жизни!!! Словами не передать...
На втором этаже всякие интересные штуки. Можно увидеть как выглядят метеориты, измерить свой вес в китах, дельфинах и треске. Я тоже взвесилась. Промолчу сколько дельфинов во мне, хорошо хоть до кита не доросла ;-)  
Выставочный комплекс "Морской Кёнигсберг - Калининград" рассказывает историю развития Калининграда как морского города. Много читать надо и смотреть. Детям выставка не интересна. Их может заинтересовать только огромный остов деревянного корабля, выкопанного при добыче янтаря в одном из карьеров. И "городская легенда" - математическая загадка семи мостов.

Больше я ничего не успела посмотреть в этот день - ходила по музею до закрытия почти. Дошла до моста, сфотографировала Кафедральный собор в вечернем освещении и пошла спать.


Рыбацкая деревня - восстановленный кусочек Кёнингсберга
 Следующее утро я начала с Кафедрального собора.
Спаситель собора - могила Иммануила Канта
Я купила билет на мини-концерт органной музыки за 250 руб. и билет в музей собора за 150 руб. Орган Кафедрального собора сейчас - самый большой в России. Точнее это два органа, соединённые оптоволоконным кабелем и органист может играть сразу на двух. Мини-концерт был совсем не мини - 40 мин. В Риге например мини-концерт в Домском соборе стоит 7 евро и длится 20 минут. Два органа соединены оптоволоконным кабелем и один органист может играть сразу на двух органах. 

 После концерта можно осмотреть собор. Я конечно же решила прочитать всё, что написано на информационных стендах и не заметила, как осталась одна в соборе и как заперли входную дверь. Стучать в неё было бесполезно - никто не слышал. Поэтому я просто гуляла дальше в ожидании, пока кто то решит посетить собор. Ну в крайне случае через 2 часа будет следующий мини-концерт :) Но так долго мне ждать не пришлось - через 20 минут вернулся органист и выпустил меня из собора.

Затем я посмотрела музей собора и великолепную библиотеку. Великолепную не по собранию книг - к этому богатству посетителей не подпускают, а по внешнему оформлению. Такие библиотеки я люблю - так и хочется взять книгу и уютно устроиться с ней в кресле.
Макет города в музее собора - так выглядел Кёнигсберг до войны
Очень жалко замок - во время войны он был очень сильно разрушен, но его можно было восстановить. Увы...
Рекомендую почитать статью про собор и историю его восстановления от вдохновителя-энтузиаста его восстановления, Одинцова Игоря Александровича вот здесь.
В Домском соборе я провела часа два. Просто когда я езжу одна, я осматриваю всё очень внимательно и тщательно, поэтому так долго. И поняла, что если я поеду на Куршскую косу. я не успею всё там посмотреть. Поэтому я решила не ехать туда, а съездить в город Балтийск и на Балтийскую косу. Поехала я на автобусе. Автобус вполне приличный, хотя и не новый - у нас такие до сих пор в Подмосковье ходят. Ехала часа полтора. Пока ехала, погода испортилась - небо заволокло тучами и поднялся ветер. Долго кружили по городу, но зато увидела сохранившиеся немецкие дачи - такого типа домики есть например в Юрмале.
Балтийск - город военных моряков. Поэтому на улицах много военных и вокруг города стоят военные корабли. Улицы достаточно ухоженны - клумбы, урны и т.д., но многие здания немецкого времени в плачевном состоянии. Привести бы их в порядок, были бы очень симпатичными.
Одно из отреставрированных зданий в Балтийске.


Маяк и памятник Петру Первому на набережной
Самая аккуратная часть города - набережная. Её недавно обновили и выглядит она достойно. На Балтийскую косу ходит паром. Стоит 70 руб с пешего туда-обратно (для машин дороже) ходит раз в час. Паром небольшой.
Паром. Вот такая ширина пролива между городом и косой.
На косе - деревня деревней. Асфальта нет. Домики старые деревянные. Кафе-магазин около причала - привет из 90х  Т.е. инфраструктуры ноль. И на пляже некоторые свиньи оставляют за собой мусор. Не горы конечно, но неприятно мягко говоря. Но это не главное. Главное - природа.
Её величие тут проявлено во всей своей дикой первобытной красе. Огромные песчаные дюны со скудной растительностью и согнутыми ветром соснами, пустынный пляж с единичными отдыхающими.






Бурное море, тёмные дождевые тучи. И янтарь. Прямо под ногами. Небольшие кусочки в выброшенных на берег кучках водорослей Минут за 20, не особо напрягаясь я набрала целую ладонь янтаря.

Видите янтарь?
Вот такой подарок тем, кто добрался сюда. Купаться я не стала - было холодно и дул сильный ветер, да и волны были побольше чем в Юрмале. На косе я провела час - больше не получилось. Но ради этого часа стоило ехать сюда. Такая дикая красота западает в душу навсегда и зовёт вернуться. Как только переправилась на пароме обратно, дошла до автостанции и села в автобус - пошёл дождь. Добралась до Калининграда усталая, но довольная. Зашла в торговый центр около автостанции в ресторанчик покушать и в 21.30 отправилась на автобусе обратно в Ригу. В 6 утра была в Риге.
Вот такое путешествие, от которого осталось множество положительных воспоминаний. Хочу вернуться туда снова. И съездить наконец на Куршскую косу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий