четверг, 17 января 2019 г.

Музей Ивановского ситца. Октябрь 2018.

Вступление: во время этой поездки в Иваново мой старенький фотоаппарат окончательно взбунтовался, плюс в музее царит полумрак в целях обеспечения лучшей сохранности тканей, поэтому качество фото ужасное и не передаёт всей красоты тканей. Но вся равно покажу, что есть.

Первоначально посещение данного музея было главной целью поездки. И музей меня не разочаровал.
Находится он в красивом здании начала 20 века, построенного в стиле модерн, напротив музея Промышленности и Искусства, с которым соединён подземным переходом ( в переходе кстати тоже экспозиция - сейчас эпохи бронзового и железного веков).
Раньше это был жилой дом основателя музея Промышленности и искусства и собирателя коллекции тканей, которая легла в основу экспозиции музея Ивановского Ситца - Дмитрия Геннадьевича Бурылина. 
Как и в случае с Музеем Промышленности тут само здание экспонат. Особенно мне понравились полы, сохранившие историческую плитку, и стены холла.


Экспозицию музея можно условно разделить на 3 части.

1) История производства тканей с древнейших времён до революции 1917 года. Показано развитие технологий - от древнейших вертикальных станков до новейших на начало 20 века паровых машин. Показаны образцы тканей - от импортных тканей до ситцев ивановских мануфактур начала 20 в. Именно этой части коллекции посвящено большинство залов.
ОЧЕНЬ КОРЯВАЯ реконструкция вертикального ткацкого стана.
Автор фото - Любовь Миронова https://vk.com/album14792395_257580594
Сначала посетителей знакомят с инструментами для производства нитей и ткани - ткацкими станками, веретенами, пряслицами, прялками, льномялками, гребнями и основными видами волокон.
А затем заходим в залы с текстилем. Вот такая красивая инсталляция из отрезов тканей встречает нас.
Автор фото - Любовь Миронова https://vk.com/album14792395_257580594
Выставлено несколько костюмов, но на них я подробно останавливаться не буду. Бросилось в глаза, что в  подписях перепутаны названия деталей одежды.
Хочу показать только вот эту фелонь - не первый раз уже встречаю набойку в старинной церковной одежде. Красивый рисунок выбойки.
Фелонь. Россия, нач. 19 в. Выбойка мареновая.

Посмотрев, как и из чего делают ткань, переходим к теме нанесения рисунка на ткань. Рисунок  может быть создан двумя способами - ткацкими переплетениями в процессе изготовления ткани или же нанесением краски на уже готовую ткань. Вот об этом втором способе и рассказывает нам экспозиция.
Первоначально рисунок наносился на ткань вручную с использованием специальных набойных досок с вырезанным рисунком - манер. Вырезанием досок мог заниматься и сам мастер по набойке, но всё таки чаще доски резали специалисты - резчики по дереву.
Доски могли продавать на ярмарках, выписывать из мастерских в других губерниях. Если набойщик уезжал жить в другое место, доски он мог продолжать заказывать в мастерской там, где  жил раньше. Набойщики могли работать в одном месте, а могли ходить из селения в селение, выполняя заказы на месте. Всё это обусловило наличие очень похожих рисунков набоек в далёких друг от друга губерниях.
Чем выбойка отличается от набойки: если краской наносился рисунок по фону ткани, то получалась набойка. А если закрашивался фон, а рисунок сохранял цвет ткани, то получалась выбойка (как на фелони). 
Набойная доска. Владимирская губерния. Конец 17 - начало 18 века.
Узор мог образовываться так:
1) рисунок наносился набойными досками с помощью специального резирвирующего состава - вапы до погружения в красящий раствор. Защитный состав удалялся после окраски ткани. Если ткань была окрашена в индиговом кубовом растворе, то после смывки вапы можно было придать белому рисунку жёлтый цвет, погрузив в раствор хромпика.
Сарафан. Кубовая набойка. Костромская губерния, 2ая половина 19 в.
Выбойка полубумажная. Лён/хб. Естественные красители, ручная набивка. Мануфактура Ямановского.
Владимирская обл, Шуйский уезд, с Иваново, нач. 19 в.
2) Рисунок наносился на ткань краской с помощью досок. Причем набиваться он мог несколькими слоями для получения более многоцветного рисунка, что требовало от мастера-набойщика особого мастерства - ведь надо было очень чётко совместить края набойной доски, чтобы краска попала на нужное место. До сих пор такой способ используется при производстве павловопосадких платков - когда наносится несколько частей рисунка друг на друга, только теперь используются современные трафареты, а не набойные доски. 

3) комбинированный способ - основной рисунок образовывался первым способом, а потом краской наносились "оживки" другого цвета.
Выбойка красногрунтовая. Лён, естественые красители, ручная набивка. Владимирская губерния, Шуйский уезд, с. Иваново Конец 18 в.
Если кубовая набойка по холсту была альтернативой дорогим фабричным ситцам, то фабричная набойка по ситцу могла становится альтернативой шёлку или атласу, иногда буквально копируя их.
Штоф. Шёлк, ручное ткачество. Россия, конец 18 в.
Ситец. Миткаль, естественные красители, ручная набивка. Мануфактура Кобылина. Владимирская губ, Шуйский уезд, с. Иваново. Начало 19 в.
Ткани в музее представлены не только для одежды, но и для обивки мебели. Образцы мебельного ситца.



Конечно же есть платки! Как же без них. Ведь принцип нанесения рисунка актуален до сих пор например на знаменитой Павловопосадской платочной мануфактре. Прогресс изменил лишь способ нанесения рисунка и материалы.
Платок ситцевый.  Миткаль, естественные красители, ручная набивка. Владимирская губерния, Шуйский уезд, с. Иваново, 1ая половина 19 в.
Платок ситцевый. Миткаль, ализарин, ручная набивка. Фабрика Дурденевского. Владимирская губерния, Шуйский уезд, с. Иваново. Середина 19 в.
Любое производство - это ноу-хау, секреты, технологии. Есть они и в текстильном деле. Поэтому в экспозиции представлены и  интересные документы - от образцов рисунков для тканей до рецептурных книг с образцами и учебного пособия для колористов.
Кому рецепт вапы?
Красильня
Рецептурная книга с образцами ализариновых красителей и тканей. Товарищество мануфактур Ивана Гарелина с сыновьями. 1870ыые годы. Иваново-Вознесенск, Владимирская губерния
От ткани с таким рисунком я бы и сегодня не отказалась
Учебное пособие для колористов, иллюстрирующее этапы набивки и крашения. Миткаль, химические красители.
Начало 20 в, Иваново-Вознесенск
Освобождение крестьян и технический прогресс дали мощный толчок развитию текстильной промышленности. Появляются целые династии промышленников, вышедших из крестьян и вопреки стереотипам о неграмотных дремучих лапотниках, они стремятся дать образование своим детям, обычно продолжавших их дело и поднимавших его на новую высоту, и внедрить машины, синтетические красители и новые технологии на свои мануфактуры и фабрики. Механизации производства посвящено несколько залов.
Прокатные валы для печати платков.
Автор фото - Любовь Миронова https://vk.com/album14792395_257580594

Паровой ткацкий станок. Увы, фотоаппарат мой совсем сдох. Ну хоть так, для общего предствления.
В последнем зале этого раздела показывано несколько образцов изделий из ивановских ситцев.
Лоскутное одеяло, 1910ые, с. Иваново, Шуйский уезд, Владимирская губерния
Мама прикидывает на себя городской костюм начала 20в. А что? Цвет и фасон ей пойдут.
Ну и несколько предметов одежды всё таки покажу без подписей, т.к. они явно перепутаны.
Рубаха с шикарной вышивкой крестом и по складкам (Вроде как Костромская губерния, конец 19 в).




Сарафаны так не особо смотрятся, но я балдею от тканей.
И просто несколько тканей, которые мне особо понравились
Выбойка мареновая. ХБ, естественные красители, ручная набивка, Иран 18 в.
Кочанчики капусты :-) 





Типичный барановский платок
2) Экспозиция «Слава Зайцев. Жизнь = Творчество» - рассказ о жизни и творчестве  известного модельера.

Самое приличное, что я увидела среди моделей Славы Зайцева
Экспозиция в здании музея обусловлена тем, что Вячеслав Зайцев родился в Иваново, здесь закончил текстильный техникум и начал свой творческий путь. Как бы я не относилась к его творчеству, нельзя не признать, что место в истории российской моды он занимает заметное. Ему отведены самые шикарные залы в музее.

Для меня интерес представляли выставленные здесь же, среди костюмов Зайцева,  парочка народных головных уборов. Соседство объясняют преемственностью традиции.
Коруна девичья. Олонецкая губерния, 1 половина 19 в.. Позумент, металлические подвески и бляшки, шитьё, ручная работа. 


2) Отдельные залы посвящены моей любимой, уникальной теме ивановского текстиля - агитационному текстилю, явлению кратковременному, но яркому и имеющему общемировое значение. Обратите внимание как умело художники переработали традиционные паттерны, как при помощи минимальных средств (с краской в стране тоже была напряжёнка, поэтому много монохрома) решена задача.








Для республик Азии выпускались ткани с учётом местной специфики. Ситец "Цветы хлопка и самолёты", ок 1930, неизвестный художник

Очень понравилось вот это платье 20ых годов. Народный крой, народная вышивка, но актуальное для своего времени. Да и сейчас неплохо бы смотрелось если поясок добавить - думаю мне бы пошло. Видите - здесь и перевить и досюльный шов, и мережка. Обратите внимание, что ткань на отвороте шляпки совпадает с цветом вышивки.


Не сказать, что экспонатов выставлено много - в запасниках материала намного больше. Но возможно когда Слава Зайцев съедет в свой музей, освободившуюся площадь выделят агиттекстилю и более поздним советским тканям, которые вообще почти не представлены.
Видите надпись Иваново?

Текстильный глобус - он вертится.
Тема агиттекстиля очень актуальна и сейчас - вспомните хотя бы футболки и другие детали одежды с флагами, лозунгами, надписями, спортивные костюмы Russia или угги "хохлома". К сожалению часто он перерастает в китч, но есть же и удачные примеры. Вообще любопытная тема.
Тут мой фотоаппарат окончательно сдох, поэтому всего несколько фото. Но надеюсь мне удастся сделать отдельную публикацию по агиттекстилю с привлечением стороннего материала - тема обширнейшая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий